Максимка Пятница, 19.04.2024, 17:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню
Главная страница
ЖКХ. Поселка.
Музыка
Информация о сайте
Скачать
Каталог статей
Уроки фотографии
Форум
Фотоальбомы
Видео
Гостевая книга
Обратная связь
Доска объявлений
FAQ (вопрос/ответ)
История
М. Горький. Произведения
Каталог сайтов
Фотоальбом



Форма входа
Логин:
Пароль:
На форуме
  • Замена электросчетчиков. За чей счет? (1)

  • Железнодорожный юмор. (118)

  • Юмор (440)

  • Заходим, болтаем... (8)

  • Интересные картинки. (38)

  • Видео (15)

  • Фото школа №15 Волгоград. (Бывшая 1-первая школа). (14)

  • Помогите (0)

  • Объявления
    Главная » Статьи » История

    Знаете ли вы историю нашего памятника-паровоза на повороте?





      

    Паровоз на повороте.

          Паровоз № 5111, который видел каждый, кто хоть раз проезжал мимо станции им. Максима Горького. Паровоз на повороте.           

     

     Забой и топка


    В последнее воскресенье августа свой праздник отмечают люди одной из самых тяжелых и овеянных трудовой славой профессий — шахтеры. Отменное здоровье и чувство юмора, колоссальное физическое напряжение, постоянная опасность смерти — долбить утробу земли по плечу далеко не каждому. Не случайно к шахтерам испокон веков на всех континентах относились с уважением. В Волгограде же пошли еще дальше: с людьми шахтерской профессии решили породниться те, чья работа на протяжении десятилетий была невозможна без угля, — железнодорожники. Вот так был установлен памятник железнодорожникам и шахтерам — паровоз на повороте № 5111, который видел каждый, кто хоть раз проезжал мимо станции им. Максима Горького.

    От дров к сушеной рыбе

    Директор народного музея волгоградских железнодорожников Олег Николаевич Кириченко знает об истории становления и развития железной дороги нашего региона практически все. А потому может часами проводить экскурсии по своей гордости — обновленному выставочному фонду, начиная с рассказа о первой рельсовой дороге, связавшей еще в 1862 году станцию Волжская, находившуюся где-то в районе современного речного порта, со станцией Калач-на-Дону. 

    — Чтобы преодолеть эти самые 73 версты, или примерно 93 километра, требовалось немало топлива, — говорит Олег Николаевич. — Поначалу использовались дрова. Но с пуском в 1890 году железнодорожной линии от Царицына до станции Лихая, располагавшейся в Ростовской области, к нам начал активно поступать уголь. Он в разы эффективней дров, пришелся как нельзя кстати в качестве топлива для доставки грузов до железнодорожного узла станции Крутая. А названа она была так потому, что находилась значительно выше уровня города. Поэтому даже паровоз, работавший на угле, мог тащить за собой в горку не более десяти груженых вагонов. В то время как по равнине запросто передвигал состав из сорока вагонов.

    — Но это не значит, что уголь был главным топливом, от которого отказались лишь несколько десятилетий назад, — добавляет Олег Николаевич. — Были времена, когда вместо угля использовался мазут. Например, в годы Великой Отечественной войны, когда Донбасс и Ростовская область — главные поставщики угля — оказались на оккупированных фашистами землях. Но мазута, как бы его ни берегли, в военные годы все равно не хватало. Поэтому как у нас, так и в Астраханской области нередки были случаи, когда паровозы топили… сушеной рыбой. 

    С идеей памятника

    Отгремевшую войну хорошо помнит председатель совета ветеранов Волгоградского отделения Приволжской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Иван Иванович Малинин. Оказалось, что его еще мальчишкой в депо привел отец, трудившийся тогда машинистом. Работа настолько увлекла подростка, что он, начав трудиться кочегаром, 71 год своей жизни отдал железной дороге. О чем, кстати, ничуть не жалеет. 

    — Самые трудные годы были во время войны, — говорит мой собеседник. — Тогда приходилось и работать, и практически жить в будке машиниста. Не легче пришлось в послевоенные годы, когда работали на различных сериях паровозов, включая паровоз образца 1947 года, прозванный в народе по имени его проектировщика — конструктора Льва Сергеевича Лебедянского — «Лебедянкой». Именно паровоз этой серии сейчас и установлен в качестве памятника на станции имени Максима Горького. 

    Историю установки этого самого памятника известный волгоградский краевед Лариса Геннадьевна Дедищева описала в своей книге «Поселок Горьковский — твоя история», которая посвящена празднованию 235-летия поселка. Изложены здесь и сотни иных исторических фактов, которые никого не оставят равнодушными. Например, мало кто из современной молодежи знает, почему станция Крутая в 50-х годах прошлого века была переименована в станцию им. Максима Горького. 

    — В 1887—1888 годах Максим Горький трудился здесь весовщиком, — рассказывает Лариса Геннадьевна. — Он должен был быстро и точно взвешивать грузы, которые доставлялись из Царицына и обратно по железной дороге. Со своими обязанностями будущий писатель справлялся превосходно, никому не позволяя разворовывать чужое имущество. Руководство станции молодого парня заметило, всячески поощряло. Но вот вступать в брак с Максимом Горьким начальник станции своей дочери запретил. Отказ дать разрешение на свадьбу он объяснил просто, мол, парень читает политически запрещенную литературу, а потому может быть арестован. На кого он, оказавшись в тюрьме или на каторге, оставит свою супругу и возможных детей? Вот так Горький уехал со станции, которой имя писателя было присвоено более полувека назад.

    — За прошедшее время на станции трудилось немало железнодорожников, чьи имена пусть и не так известны, как Максима Горького, но для развития рельсовой дороги и поселка они сделали ничуть не меньше известного писателя. Дабы увековечить их память, и был установлен памятник — паровоз легендарной серии Л — «Лебедянка», — добавляет моя собеседница. 

    И работал, и ставил

    В поисках местных жителей, которые устанавливали паровоз на пьедестал, я познакомился с председателем совета ветеранов-железнодорожников станции им. Максима Горького Николаем Васильевичем Касперовичем. 

    — У этого паровоза очень интересная судьба, — говорит он. — Не было ни одной локомотивной бригады, которая бы не поработала на нем, выпущенном в 50-х годах прошлого века в Ворошиловграде, который позже переименовали в Луганск. А труженик он исправный. Бывало, за смену успевали перекидать в топку до 18 тонн угля. Особенно сложно было тащить порожняк, который с горки под собственным весом не катится. А потому кочегару приходилось ускоренно перебрасывать уголь из тендера из огромной емкости позади паровоза, а помощнику машиниста — бросать этот самый уголь в топку. В будке машиниста, особенно летом, была такая жара, что вся одежда пропитывалась потом. А раздеться по пояс нельзя, потому что вокруг горячие трубы, об которые легко обжечься. Но как бы ни было сложно, мы всегда понимали, что шахтерам еще тяжелее этот самый уголь добывать. И не совершай они ежедневно свой трудовой подвиг, ни один паровоз с места не сдвинулся бы точно. Не случайно, когда в 90-х годах речь зашла об установке памятника, то его решили посвятить как железнодорожникам, так и шахтерам.

    Инициатором установки памятника выступили ветераны станции им. Максима Горького. Их идею поддержало руководство местного депо, отправив соответствующий запрос сразу в два министерства — транспорта и обороны. Все дело в том, что паровозы, надобность в которых отпала еще в 1964 году с переходом на эксплуатацию тепловозов, на переплавку не пустили. Их поставили на консервацию: случись война, паровозы можно будет быстро выгнать из ангаров и работать на них. Будущий памятник — паровоз № 5111 долгие годы простоял на хранении на станции Чир.

    — Выбор пал на этот паровоз лишь потому, что он находился в наилучшем состоянии, — поясняет Николай Васильевич. — И хотя паровоз после соответствующей подготовки мог двигаться своим ходом, его полностью расконсервировать не стали, а притащили на станцию имени Максима Горького тепловозом. Здесь в 1997 году в канун празднования Дня железнодорожника паровоз № 5111 и был установлен на пьедестал. — Чем же объяснить, что во многих официальных документах датой установки памятника-паровоза железнодорожникам и шахтерам считается 1977 год? — задал вопрос, который меня больше всего интересовал.

    — Дело в том, что возле здания локомотивного депо действительно всегда стоял паровоз такой же серии, как и памятник, — «Лебедянка», — поясняет Николай Васильевич. — Его часто видели проезжавшие мимо граждане, по ошибке принимая за памятник. На самом деле паровоз использовался в зимнее время для обогрева здания депо паром. Понятное дело, что к майским праздникам этот самый паровоз приводили в порядок — ремонтировали, красили, убирали прилегающую территорию. С годами, когда была пущена в эксплуатацию котельная, надобность в паровозе исчезла, и его убрали. Куда — не знаю. А потом наступили 90-е годы, и настоящую историю установки памятника-паровоза № 5111 вы теперь знаете.

    Эдуард ЛАПИН

    Паровоз на повороте.

          Паровоз № 5111 на станции им. Максима Горького. Паровоз на повороте.     


    Паровоз Л-5111

    Этот памятник на высоком постаменте встречает и провожает в далекий путь всех водителей по трассе Волгоград-Ростов. Непростая у него судьба.

    Уже в самые первые месяцы Гражданской, а впоследствии – и Великой Отечественной войны стало понятно, что бронепоезда могут эффективно применяться в борьбе с врагом. Они успешно прикрывали маневры наших войск, защищали железнодорожные узлы от налетов фашистской авиации, вступали в бои с прорвавшимися частями и десантами противника.  Олицетворением доблести и героизма броневых сил Царицынского фронта являлся прославленный бронепоезд «2-й Сибирский». В сентябре 1942 г. по железнодорожным путям станции курсировал бронепоезд № 1 «За Сталина».

    Паровоз Л - советский грузовой паровоз, выпускавшийся с 1945 по 1955 год. Первоначально данной серии паровозов была присвоена серия П («Победа»), однако, постановлением Совета Министров Советского Союза от 14 января 1947 года название серии было заменено с П на Л, в честь Льва Сергеевича Лебедянского - выдающегося советского инженера-локомотивостроителя. Это был беспрецедентный случай в истории советского локомотивостроения. Сам Лев Сергеевич считал присвоение созданному под его руководством паровозу серии Л самой большой своей наградой. Паровозы этой серии стали называться «Лебедянки» или «Лебеди».

    Паровоз Л  - один из наиболее мощных грузовых паровозов в мире. В 1997 г., накануне Дня железнодорожника, ветераны депо предложили один из паровозов установить на постамент у локомотивного депо станции имени Максима Горького. Инициатива была поддержана трудящимися станции. Однако во многих официальных документах датой установки памятника-паровоза железнодорожникам и шахтерам считается 1977 год. Дело в том, что возле здания локомотивного депо действительно всегда стоял паровоз такой же серии, как и памятник. Его часто видели проезжавшие мимо граждане, по ошибке принимая за памятник. На самом деле паровоз использовался в зимнее время для обогрева здания депо паром. К праздникам этот паровоз приводили в порядок: ремонтировали, красили, убирали прилегающую территорию. С годами, когда была пущена в эксплуатацию котельная, надобность в паровозе исчезла, и его убрали. Выбор пал именно на этот паровоз потому, что он сохранился в очень хорошем состоянии на железнодорожной станции Чир.

    Паровоз на повороте.

          Паровоз № 5111 на станции им. Максима Горького. Паровоз на повороте.   

    .

    Похожие материалы:




    Категория: История | Добавил: admin (14.07.2009)
    Просмотров: 4332 | Теги: История | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    ДК "Горьковский"



    В Доме культуры создается театр моды! Ждём молодых, творческих, активных. Тел. 8 927 517 40 76
    Сегодня скачивали

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сегодня нас посетили:


    Rambler's Top100
     34-pro studio © 2024