Максимка Вторник, 23.04.2024, 15:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню
Главная страница
ЖКХ. Поселка.
Музыка
Информация о сайте
Скачать
Каталог статей
Уроки фотографии
Форум
Фотоальбомы
Видео
Гостевая книга
Обратная связь
Доска объявлений
FAQ (вопрос/ответ)
История
М. Горький. Произведения
Каталог сайтов
Фотоальбом



Форма входа
Логин:
Пароль:
На форуме
  • Замена электросчетчиков. За чей счет? (1)

  • Железнодорожный юмор. (118)

  • Юмор (440)

  • Заходим, болтаем... (8)

  • Интересные картинки. (38)

  • Видео (15)

  • Фото школа №15 Волгоград. (Бывшая 1-первая школа). (14)

  • Помогите (0)

  • Объявления
    Главная » Статьи » История

    В БОЯХ ЗА ЦАРИЦЫН





    Оборона Царицына. Защита «Красного Вердена» -Царицына... Особыми страницами 
    вписана эта эпопея в историю Гражданской войны. В 1918 г. в степях вокруг этого 
    города разыгралась ожесточенная кровавая борьба. Для молодой Советской власти 
    Царицын приобрел первостепенное значение, стал не только «ключом к хлебу», но и 
    последней опорой в том, чтобы не соединились белые фронты адмирала Колчака и 
    генерала Деникина. Царицын был красным клином, вбитым в окружение белых, и 
    удержать его правительству Ленина было нужно во что бы то ни стало.
       27 мая 1918 г. из Ростова в Царицын через железнодорожную станцию Воропоново 
    (так эта станция называется с 1900 г.) прибыл штаб Северо-Кавказского военного 
    округа во главе с бывшим царским генералом А. Е. Снесаревым, на счету которого 
    в различных войнах было 75 побед. Он стал наводить порядок. ЦК партии, лично В. 
    И. Ленин, местные власти уделяли огромное внимание обороне Царицына. К сентябрю 
    был создан Южный фронт из нескольких армий.
    Город героически сражался. С августа 1918 по январь 1919 г. его защитники отбили 
    три штурма красновских войск. А был еще и четвертый штурм.
       В обороне Царицына немалую роль сыграла железнодорожная станция Воропоново. Она 
    была воротами Царицына. Рядом, чуть дальше в степь проходил Кривомузгинский 
    фронт, имевший форму подковы, которая окружала город и концы которой упирались в 
    Волгу. Железнодорожники станции круглосуточно обеспечивали доставку поездами 
    военных грузов фронту — вооружения, боеприпасов, продуктов, снаряжения, фуража. 
    Бесспорно мнение: кто владел станцией Воропоново, тот по сути дела получал ключ 
    к городу. Потому на подступах к станции, на территории поселка и вокруг него 
    шли ожесточенные бои. Сейчас об этом свидетельствует стела, установленная около шоссе, в трех остановках от депо в сторону Волгограда. На стеле выбито: «Здесь в 1918 году проходил 
    передовой край обороны 10-й Красной Армии, героически защищавшей Красный Царицын от белогвардейских банд».
       Анализ боевых действий показывает: побеждал тот, кто распоряжался железными 
    дорогами. Это хорошо понимало и правительство. Так, 3 мая 1918 г. было принято 
    постановление, которое подписали В. Невский, А. Цюрюпа, В. Ульянов (Ленин), об 
    охране железнодорожных линий Тихорецкая — Царицын, Лихая — Морозовская — 
    Воропоново - - Царицын и Царицын - - Борисоглебск. Эти линии объявлялись на 
    военном положении, на главных узлах и станциях вводились военно-революционные 
    суды.
       Решено было «немедленно послать на эти линии не менее трех тысяч наилучших 
    дисциплинированных войск».
       На первых порах охрана была еше слабая. Воспользовавшись этим, в Царицын с 
    Украины через Котельниково прорвались с награбленными ценностями, банковскими 
    золотом и деньгами поезда Петренко. Заняли Сарепту, Елыпанку. Отряды 
    железнодорожников со стороны Сарепты, разъезда Максиме веки и, Садовой и 
    Воропоново вступили в схватку. Мятежники были хорошо вооружены, но не устояли. 
    12—13 мая контрреволюционный мятеж Петренко был ликвидирован. Прорваться в 
    центр отряду головорезов не удалось. Попытка вырваться из окружения через 
    Воропоново тоже провалилась.
       Большим событием в обороне Царицына являлся прорыв на Волге украинской армии под 
    командованием К. Е. Ворошилова. История такова. Эта армия была сформирована в 
    апреле 1918 г. для обороны Донбасса от вторжения немецких оккупантов. 
    Командующим был назначен К. Е. Ворошилов, начальником штаба — Н. А. Руднев. Не 
    имея сил противостоять немцам, было решено отвести 5-ю армию к станции Миллерово 
    и далее на Воронеж. Однако немцы захватили станцию Чертково и отрезали путь на 
    север.
       В сложившейся обстановке командующий принял решение с присоединившимися 
    отрядами и со всеми эшелонами пробиваться через Лихую к Царицыну. Невиданный по 
    жестокости бой с казаками разразился под станцией Морозовская. Казаки окружили 
    отступающих кольцом. Опытный кавалерист атаман П. Краснов бросил в сражение 
    лучшие казачьи части. Победа была так близка. Но Ворошилов все же вырвался из 
    кольца и, отбиваясь, донскими степями упорно пробивался к Царицыну.
    В Морозовской К. Е. Ворошилов провел совещание с командирами 5-й Красной Армии, 
    донецких и морозовских отрядов. Было решено вооружить эти отряды и послать их 
    по селам и хуторам для установления Советской власти. Однако натиск белых был 
    превосходящим. Все красные отряды под командованием Е. А. Щаденко покинули 
    Морозовскую и двинулись на Царицын. Всего в отрядах насчитывалось 14 тысяч 
    вооруженных бойцов с 20 орудиями и 35 пулеметами, плюс 10 тысяч беженцев. 
    Попытки белых окружить и разбить эту группу войск оказались тщетными. Они 
    соединились с армией К. Е. Во-
    Решено было «немедленно послать на эти линии не менее трех тысяч наилучших 
    дисциплинированных войск».
       На первых порах охрана была еше слабая. Воспользовавшись этим, в Царицын с 
    Украины через Котельниково прорвались с награбленными ценностями, банковскими 
    золотом и деньгами поезда Петренко. Заняли Сарепту, Елыпанку. Отряды 
    железнодорожников со стороны Сарепты, разъезда Максиме веки и, Садовой и 
    Воропоново вступили в схватку. Мятежники были хорошо вооружены, но не устояли. 
    12—13 мая контрреволюционный мятеж Петренко был ликвидирован. Прорваться в 
    центр отряду головорезов не удалось. Попытка вырваться из окружения через 
    Воропоново тоже провалилась.
       Большим событием в обороне Царицына являлся прорыв на Волге украинской армии под 
    командованием К. Е. Ворошилова. История такова. Эта армия была сформирована в 
    апреле 1918 г. для обороны Донбасса от вторжения немецких оккупантов. 
       Командующим был назначен К. Е. Ворошилов, начальником штаба — Н. А. Руднев. Не 
    имея сил противостоять немцам, было решено отвести 5-ю армию к станции Миллерово 
    и далее на Воронеж. Однако немцы захватили станцию Чертково и отрезали путь на 
    север.
       В сложившейся обстановке командующий принял решение с присоединившимися 
    отрядами и со всеми эшелонами пробиваться через Лихую к Царицыну. Невиданный по 
    жестокости бой с казаками разразился под станцией Морозовская. Казаки окружили 
    отступающих кольцом. Опытный кавалерист атаман П. Краснов бросил в сражение 
    лучшие казачьи части. Победа была так близка. Но Ворошилов все же вырвался из 
    кольца и, отбиваясь, донскими степями упорно пробивался к Царицыну.
    В Морозовской К. Е. Ворошилов провел совещание с командирами 5-й Красной Армии, 
    донецких и морозовских отрядов. Было решено вооружить эти отряды и послать их 
    по селам и хуторам для установления Советской власти. Однако натиск белых был 
    превосходящим. Все красные отряды под командованием Е. А. Щаденко покинули 
    Морозовскую и двинулись на Царицын. Всего в отрядах насчитывалось 14 тысяч 
    вооруженных бойцов с 20 орудиями и 35 пулеметами, плюс 10 тысяч беженцев. 
    Попытки белых окружить и разбить эту группу войск оказались тщетными. Они 
    соединились с армией К. Е. Ворошилова.

      Иосиф Иосифович Демьяненко, сражался в окопах, 
    вырытых в окрестностях станции Воропоново. Его же сыну Григорию в качестве 
    инженера, заместителя и начальника локомотивного депо пришлось поднимать это 
    депо до уровня стратегического подразделения Приволжской железной дороги. 
    Иосиф Иосифович родился в Запорожской области в 1892 г. В 1918 г. 
    добровольцем вступил в Морозовский красногвардейский отряд. Активно участвовал 
    в обороне Царицына, в боях за установление Советской власти в Закавказских 
    республиках. С 1923 по 1953 г.
    работал на различных административно-хозяйственных должностях г. Морозовска. В 
    50-х годах однажды приезжал к сыну в гости на станцию имени Максима Горького. 
       Побывал на местах боев, в которых участвовал в молодости.
    А «вокруг Царицына бушует контрреволюция», докладывал Г. К. Орджоникидзе 
    В. И. Ленину 23 мая 1918 г. Серьезную опасность на юго-востоке страны стала 
    представлять Донская армия генерала П. Краснова.
    Принимались все меры, чтобы усилить оборону Царицына. Сюда направлялись 
    вооружение, живая сила. Рабочий класс дал армии 24 тысячи бойцов. Была 
    проведена поголовная мобилизация всех жителей, способных носить оружие... Ушли в 
    окопы коммунистический батальон имени Совнаркома в составе 960 человек и почти 
    4000 красноармейцев-интернационалистов.
       23 мая красновцы заняли железную дорогу от станции Чирской до станции Кривая 
    Музга, Калач. 24 мая красные войска, в том числе и части Морозовско-Донецкой 
    дивизии, оставили станцию Чир. Донской мост, восстановленный частями Ворошилова 
    в апреле, был снова взорван.
      5 сентября 1918 г. на станции Воропоново состоялся праздник. На пустыре около 
    станции были выстроены кавалерийские и пехотные подразделения. В торжественной 
    обстановке начальнику центрального участка обороны Царицына Н. А. Худякову была 
    вручена боевая награда -маузер с надписью: «Худякову — Военный Совет за отвагу» 

    .    Награды получили и другие бойцы.
    Так первое окружение Царицына закончилось полным провалом.
    Но уже вскоре белогвардейцы стали готовить новое, второе, наступление. Сюда было 
    брошено 50 тысяч войск, 150 орудий, 3 бронепоезда, 68 самолетов, 257 пулеметов. 
    Против Царицына направила 30 тысяч войска Добровольческая армия Деникина.
    17 декабря 1918 г. белогвардейцы снова захватили ряд станиц, сел, хуторов на 
    подступах к Царицыну. Наиболее ожесточенные бои происходили с 27 по 30 сентября. 
       Части 10-й армии разбили противника под Кривой Музгой и отбросили его на 
    исходные позиции, за Дон. Хуже обстояло дело южнее Царицына. Белогвардейцы 
    охватили город подковой от села Пичуга на севере до станции Сарепта на юге. 
    Загремели бои в районе Сарепты, Бекетовки, Отрады. И снова стали помогать своим 
    железнодорожники Воропоново. Однако 15 октября 1918 г., в дни наступления 
    белоказачьей армии П. Н. Краснова, в районе Бекетовки часть красноармейцев 1-го 
    и 2-го крестьянских полков перешла на сторону белых. Образовавшийся разрыв был 
    закрыт красными частями под началом Н. А. Руднева, начальника штаба формирования 
    и обучения войск 10-й армии. Он возглавил резервную бригаду и ликвидировал 
    прорыв. Этот эпизод хорошо описан в повести «Хлеб» А. Толстого. Здесь погиб 
    сподвижник Ворошилова и Сталина Коля Руднев, 24-летний комбриг Красной Армии.
       Достижению перелома под Царицыном в пользу 10-й армии способствовало прибытие с 
    Кавказа Стальной дивизии Д. П. Жлобы. Она нанесла сокрушительный удар по 
    белогвардейцам с тыла и перешла в наступление вдоль железной дороги на юг.
    Однако враг усилил натиск на центральном участке. 15 октября 1918 г. он снова 
    овладел станицей Воропоново и вышел к станции Садовой. Командование армии 
    доставило сюда около 200 орудий и 10 бронепоездов из 15 бро­непоездов, 
    действовавших под Царицыном. 17 октября

       1918 г. пьяные белоказаки пошли в психическую атаку. И тут все живое накрыл 
    великий гром. Заревели артиллерийские батареи, ударили орудия бронепоездов. 
    Даже много повидавших фронтовиков поразило это жесточайшее сражение. 
    Наступающие были встречены шквальным, сокрушительным огнем артиллерии и 
    пулеметов. Подъем в гору к Садовой и Воропоново был усеян трупами.
       Огромную роль сыграли бронепоезда. Среди них были «Товарищ Ленин» (машинист П. 
    С. Грошев, помощник Г. В. Мурыгин), «Гром», управлял которым всю Царицынскую 
    оборону бессменный морозовский машинист Андрей Воропаев. Не раз бронепоезда 
    громили конные лавы противника.
       Снова белые были отброшены к Дону. Вторая попытка контрреволюции захватить 
    Царицын провалилась. И все-таки торжествовать красным войскам не пришлось. 25 
    октября 1918 г. белогвардейская армия Деникина заняла села Верхняя Ахтуба, 
       Погромное, а через два дня — села Безродное и Заплавное.
    В связи с осложняющейся обстановкой на юге России в Царицын на своем знаменитом 
    поезде прибыл председатель Реввоенсовета Республики Л. Д. Троцкий. 29 октября 
    1918 г. он посетил Сарепту. Здесь на площади он выступил с большой речью перед 
    красноармейцами и жителями.
         Упоминание о том, что он побывал на многих оборонительных линиях вокруг 
    Царицына, есть и в книге самого Троцкого. Кроме этого, белогвардейский писатель 
    Роман Гуль в книге «Красные маршалы» несколько страниц посвящает этой поездке, 
    цель которой состояла в том, чтобы снять К. Ворошилова с поста командующего 10-й 
    армией. Кроме этого, бывшие красноармейцы Морозовско-Донец-кой дивизии, в 
    частности И. И. Демьяненко и другие, рассказывали о том, что Л. Троцкий был на 
    позициях одного из полков дивизии недалеко от станции Воропоново, побывал в 
    штабе этого полка, который дислоцировался в селе Песчанка. Беседовал со многими 
    красноармейцами, делал им замечания, не обошлось и без разноса командиров.
    Своим приездом Л. Троцкий добил царицынскую оппозицию во главе с И. Сталиным и 
    К. Ворошиловым, который в этот раз был снят. Чуть раньше, то есть 9 октября Н8 
    г., Сталин подал в отставку со всех своих постов в Реввоенсовете Южного фронта и 
    РВС и вскоре выехал из Царицына в Москву. Конфликт официально произошел из-за его несогласия работать 
    со старыми военспецами. Думается, была и еще одна причина (главная): большие 
    потери защитников Красного Царицына.
       17 января 1919 г. красновцы снова подошли к городу и переправились на левый 
    берег Волги. В феврале красные войска перешли в наступление и в который раз 
    отбросили их за Дон. Этому, третьему по счету наступлению, придавалось особое 
    значение — оно должно было быть решающим. Для оценки обстановки и руководства 
    наступлением под Царицын приезжал сам П. Н. Краснов. Этот факт подтверждается 
    отделом губчревкома документально. В докладе говорилось: «29 декабря (12 января 
    1919 г. по н. с.) на фронт приезжал Краснов с тремя союзными 
    представителями-генералами. Фамилия одного — Пуль. Эти генералы говорили, что 
    донцы непременно должны взять Царицын, а мы, т. е. союзники, тем временем 
    возьмем Петроград и Москву». Также сообщалось, что перебежчик Григорий 
    Морозов, казак Есауловской станицы, раненный в последних боях, передал: на 
    участке Воропоново -Ельшанка — Песчанка находится четыре полка и броневики с 
    орудиями...
       Из другого документа от 18 января 1919г. известно, что «На центральном участке 
    войска находятся в одной версте от ст. Воропоново. На южном участке противник 
    обстреливал Бекетовку, вел атаки, но был отбит».
       П. Краснов был из знаменитого рода Красновых, из которого вышло несколько 
    царских генералов. Родовое их гнездо находилось в казачьей станице Букановской 
    Кумылженского района Волгоградской области. Неизвестно, посетил ли он в этот 
    раз свою милую родину. Известно только, что он проиграл и третье нападение.
    1919 г. для Царицына не стал менее легким. Враг стоял в 2—3 верстах от центра 
    города. Бои не прекращались. Белые мародерствовали. Так, по свидетельству 
    комиссара слободы Карповской Склярова, в Карповке всех пленных и сдавшихся 
    добровольно красноармейцев раздевали догола, заставляли рыть себе могилы и 
    затем расстреливали.
       «В январских боях под Воропоново и Песчанкой кадеты понесли громадные потери как 
    убитыми и ранеными, так и выбывшими из строя орудиями. Очевидец комиссар 
    доносит: целые поезда и обозы проходили с убитыми и ранеными казаками за Дон, а 
    сами кадеты передавали, что
    потери под Воропоново исчисляются только убитыми и ранеными до 10000 человек...» 

       Надвигалась новая опасность. На этот раз на Царицын устремилась вновь 
    сформированная белыми Кавказская армия барона Врангеля. Для защиты города на 
    ближних подступах к нему были построены окопы с проволочными заграждениями 
    западнее железной дороги Воропоново — Гумрак. Царицын оказался перед угрозой 
    четвертого окружения. Началось героическое сражение. С 15 по 17 июня удалось 
    выбить деникинцев со станции Воропоново. Помогли бронепоезда. 22 июня удалось 
    освободить Басаргино и Карповскую. Однако развить успех не удалось. 
       Превосходящие силы врангелевцев прорвали фронт 10-й армии и взяли Воропоново.
    30 июня 1919 г. белогвардейцы вошли в Царицын. В городе и его пригородах 
    начались аресты и массовые казни. Всего было уничтожено 3500 человек. Начались 
    черные дни «Красного Вердена»....
       Шесть месяцев хозяйничали врангелевцы и деникинцы в Царицыне. Здесь была 
    подписана директива о походе на Москву. Все эти месяцы железнодорожники 
    Воропоново под дулами винтовок белогвардейцев выполняли задания белых. Десятки 
    машинистов, вагонников, преданных революции, за неподчинение были расстреляны. 
       Но пришла на искореженную, изрытую взрывами снарядов станцию большая радость — 3 
    января 1920 г. Красная Армия освободила Царицын. Примолкла зимняя степь.
    Наступил мир. И опять навалились на железнодорожников голод, разруха, 
    восстановление разбитого хозяйства. Лучшие квалифицированные кадры в количестве 
    до 1000 человек были увезены силой оружия кадетами.
       А состояние подвижного состава паровозов было хуже некуда. Так, в Царицыне 
    стояли 4 холодных паровоза. «Больных» вагонов на станциях Царицын, Сарепта, 
    Воропоново, Гумрак насчитывалось более 700, да плюс более 150 вагонов стояли 
    снятыми с путей. Пути и здания по всем трем линиям были полуразрушены и без 
    стекол, будки и казармы разрушены, мосты взорваны, семафоры и стрелки испорчены 
    или совсем уничтожены. Телеграфные аппараты белые вывезли, телефоны не 
    работали. И вот в таких условиях воропоновцы и другие железнодорожники 
    Царицынской дороги начали мирную жизнь...

     

    Из книги Николая Шилина «ДЕПО»

    Похожие материалы:




    Категория: История | Добавил: admin (25.03.2009)
    Просмотров: 3511 | Рейтинг: 4.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    ДК "Горьковский"



    В Доме культуры создается театр моды! Ждём молодых, творческих, активных. Тел. 8 927 517 40 76
    Сегодня скачивали

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сегодня нас посетили:


    Rambler's Top100
     34-pro studio © 2024