Из исторических материалов известно, что Волго-Донская дорога строилась почти вручную наемными рабочими из разных губерний России. Большинство из них так и не вернулись домой.
Среди исследователей и сегодня нет единого мнения о дне открытия этой дороги. Некоторые считают, что движение поездов на линии Царицын – Донская началось 5 мая 1862 года, а вот профессор Б.С. Абалихин утверждает, что это событие произошло 1 июля 1862 года.
В газете «Саратовские губернские ведомости» от 9 июня 1862 года есть официальный отчет о первом месяце эксплуатации Волго-Донской железной дороги, в котором сообщается, что регулярное коммерческое движение на дороге началась 27 апреля 1862 года. Однако и в марте по линии ходили рабочие поезда. Та же газета в номере от 10 марта рассказала о том, как выглядела железная дорога в первый год эксплуатации.
Волгоградский журнал «Отчий край» воспользовался этими данными и предложил своим читателям соответствующий материал. О чем же писали «Губернские ведомости»? Начиналась магистраль от станции Волжской, расположенной в зацарицынской части города, почти на берегу Волги. Пути проходили здесь рядом с грузовыми пристанями, что создавало удобства для перегрузки товаров с судов в вагоны. На станции были построены двухэтажный дом директора дороги, деревянный на каменном фундаменте, здание конторы, четыре двухэтажных и пять одноэтажных деревянных домов для станционных служащих. Вокзалом служило небольшое одноэтажное здание на каменном фундаменте. Рядом находилось каменное паровозное депо с мастерской, построенное в готическом стиле. На станции действовал свой водопровод – в самом же Царицыне он появился только через тридцать лет. С течением времени на станции было построено множество пакгаузов, складов и лабазов.
Следующая станции, Садовая, находилась уже за городской чертой. Путь туда проходил по самому берегу Волги, а затем поворачивал направо вдоль Ельшанского оврага. На станции были построены одноэтажная деревянная казарма и водопроводная башня для снабжения водой паровозов. Далее на самой высокой точке между Волгой и Доном располагалась станция Крутая. Она была несколько больше Садовой. Здесь имелись пассажирский дом, станционная казарма, был устроен пруд с плотиной для сбора весенних талых вод, водопровод и водокачка. Следующие станции – Карповская и Кривомузгинская – по своему оснащению походили на Садовую. На них поезда пропускали встречные составы, поскольку дорога была однопутной, заправлялись топливом и водой. Пассажиры могли перекусить в станционном буфете. Конечная станция – Донская – была самой крупной на линии. Здесь, кроме вокзала, было построено восемь деревянных жилых зданий, каменное паровозное депо с поворотным кругом, деревянный сарай для вагонов, водопровод. Станция, как и Волжская, находилась на берегу. Все станции Волго-Донской железной дороги были соединены телеграфной связью. Кроме станционных сооружений для ремонтников и обходчиков по все линии было возведено 14 деревянных казарм и 10 сторожевых будок, а для безопасности пересекающих железнодорожное полотно дорог – 13 переездов…
В наши дни станция Донская, как и прежде, несет службу, работает в тесном контакте с речным портом, а вот о станции Волжская напоминают лишь несколько фрагментов старинных зданий…