Место станции имени Максима Горького является историческим.
В 1862 году здесь пролегла железная дорога Царицын – Калач-на-Дону, одна из первых в Российской империи. Первоначально она существовала как самостоятельная дорога и называлась Волжско-Донской. Ее путь в 72 версты пролегал от станции Волжская у Ельшанской балки до Калачевского затона станции Донская.
На пути этой магистрали, на самой высокой точке между Волгой и Доном, располагалась станция Крутая, которая получила свое название из-за подъема, идущего вдоль Ельшанского оврага выше уровня Волги на 95 метров. Из-за маломощности паровозов на участке от Царицына до Крутой, где путь шел постоянно на подъем, в составе находилось всего по 10 вагонов. На Крутой формировались составы уже из сорока вагонов и продолжали путь к берегам Дона.
1 июля 1878 года Волжско-Донская железная дорога была присоединена к Грязе-Царицынской, благодаря ветке от Гумрака до станции Крутая. Именно на станции Крутая с 1888 по 1889 год в должности весовщика работал Алексей Пешков – будущий писатель Максим Горький. С 1900 года станция Крутая была переименована в Воропоново. В 1952 году на станции было введено паровозное депо, что позволило улучшить работу и ликвидировало одиночное следование паровозов между паровозным депо Сталинград и станцией Воропоново. Через два года после этого станция получила свое современное название в честь знаменитого писателя Максима Горького.
В связи с растущим грузопотоком 1 августа 1963 года на станции имени Максима Горького была сдана в эксплуатацию сортировочная горка – в ту пору единственная на Приволжской железной дороге. Среднесуточное отправление вагонов таким образом удалось увеличить в полтора раза. В 1970 году со станции ежесуточно отправлялось уже 5742 вагона.
А в начале третьего тысячелетия была проведена крупномасштабная реконструкция станции, которая стала одним из самых важных этапов в ее истории. Сегодня станция имени Максима Горького входит в список 32 крупнейших сортировочных станций на сети железных дорог страны: ее суточный вагонооборот составляет 12157 вагонов. Ежесуточно здесь формируется и отправляется около 70 поездов, еще столько же проходит через нее транзитом. Здесь сосредоточены более 10 крупных предприятий Приволжский магистрали, в том числе ремонтное и эксплуатационное локомотивные депо, Волгодонская дистанция пути, вагонное эксплуатационное депо, путевая машинная станция (ПМС-152). Круглосуточную, бесперебойную работу станции обеспечивает штат сотрудников численностью более 400 человек.
Над центральной частью станции имени Максима Горького проходит пешеходный мост длиной более двухсот метров. Если встать на его середине и посмотреть в разные стороны, можно увидеть несколько десятков грузовых составов, занимающих практически все пути от горизонта до горизонта. По словам движенцев, работающих на «станции-гиганте», из-за увеличения вагонопотока в последние годы «Максим» начал «задыхаться».
Сегодня станция может переработать 4892 вагонов в сутки. Это максимальное количество.Однако этого в сегодняшних условиях уже недостаточно. Работники станции говорят о том, что бывают дни, когда перед ними встаёт задача за всё те же 24 часа переработать 5500-6500 вагонов. На снижение этих цифр в будущем надеяться не приходится.
По прогнозам «Гипротранстэи» – филиала ОАО «РЖД», то к 2020 году вагонопоток по станции имени Максима Горького увеличится до 5685 вагонов в сутки – с переработкой и до 6959 вагонов – без переработки.
– Загрузка пропускной и перерабатывающей способностей сортировочной горки и центральной горловины приёмо-отправочного парка «А» сегодня составляет «единицу», то есть, 100 процентов. Другими словами, они работают на пределе своих возможностей, – объяснил Александр Кашигин, начальник станции имени Максима Горького. – Для того, чтобы перераспределить нагрузку, необходимо создать ещё одно параллельное сортировочное устройство. С этой целью в настоящее время разрабатывается поэтапный проект реконструкции станции. В случае его реализации «Максим» станет двухсторонней сортировочной станцией, как Челябинск-Главный или Екатеринбург-Сортировочный.
Предполагается, что на первом этапе реконструкции будут построены внутриузловые соединения между парком приема «В» и транзитным парком «Д». Так в парке «В» появится приёмо-отправочный путь, а в парке «Д» будет реконструирована нечётная горловина. Это сразу позволит снять существующие ограничения в пропускной способности станции на этих участках. На втором этапе начнётся строительство чётной сортировочной системы. Для этого будет переустроена часть путей парка «Д». Помимо новой технологической горки на станции имени Максима Горького начнёт действовать второй парк отправления «Г», рассчитанный на 3 пути, а также новый сортировочный парк «С2» – на 16 путей. Между новой и старой сортировочной системой появятся внутриузловые соединения. Помимо этого, будет проложен соединительный путь от нового парка отправления «Г» до уже существующего «А».
Все последующие этапы реконструкции предполагают строительство дополнительных путей в новых парках, где сортировочная система будет выстроена по последнему слову техники. Её предлагается оборудовать комплексной системой автоматизированного управления сортировочными процессами (КСАУ СП), предусмотрев в составе проекта формирование системы верхнего уровня (КСАУ СС) и ее интеграцию в автоматическую систему управления сортировочной станцией (АСУ СС). Новая система предполагает наличие микропроцессорной горочной автоматической централизации (ГАЦ МН), устройства управления прицельным торможением (АРС-УУПТ) и контроля заполнения путей, а также систему горочной автоматической локомотивной сигнализации, с передачей информации по радиоканалу (ГАЛС-Р) и с функцией управления локомотивом при надвиге и маневровых передвижениях. Помимо этого, все сортировочные пути будут оборудованы балочными заградительными устройствами.
Такая же реконструкция в перспективе ожидает и «старую» сортировочную систему, в которой, помимо всего вышеперечисленного, появятся ещё и новые вагонные замедлители.
Аналогичные технологии на сегодняшний день уже успели успешно зарекомендовать себя на таких крупных сортировочных станциях, как Красноярск-Восточный (Красноярская магистраль) и Бекасово-Сортировочная (Московская железная дорога).
Расчётная перерабатывающая мощность новой сортировочной системы ориентировочно составит 5200 вагонов в сутки. Вместе с существующей системой этот показатель превысит 10000 вагонов!
– Вообще, необходимость реконструкции станции назрела ещё в 2007 году, но из-за финансового кризиса её никак не могли начать, – рассказал Владимир Чукарин, главный инженер Приволжской дирекции управления движением. – После реконструкции «Максим» должен будет легко справляться как с уже существующим вагонопотоком, так и с растущим.
Нужно отметить, что весь период реконструкции станция имени Максима Горького будет работать, как всегда, без перебоев, – днём и ночью. Зато после реконструкции она начнёт трудиться с удвоенной силой. Поэтому, не исключено, что в работу существующей схемы вагонопотоков на направлениях Сибирь, Урал, Поволжье, Северный Кавказ, Казахстан и Украина будут внесены определённые коррективы. Дело в том, что сегодня, следуя через вышеуказанные полигоны, составы с грузовыми вагонами многократно перерабатываются на промежуточных технических станциях. Такой способ работы нельзя назвать эффективным, особенно если учитывать значительное увеличение вагонопотока в ближайшие годы.
В настоящий момент на станции имени Максима Горького перерабатывается транзитный вагонопоток, направляющийся в порты Черноморского побережья. Однако по пути к морю, составы сначала заходят на вспомогательные сортировочные станции Краснодар, Тихорецкая, Туапсе, где производится их повторная переработка и формирование поездов в порты Юга.
Строительство же второй сортировочной системы на станции имени Максима Горького, позволит организовать переработку и формирование поездов прямого назначения в порты Черноморского побережья, в связи с чем сразу же снизится нагрузка на вспомогательные сортировочные станции.
В итоге, по завершению всех запланированных работ на станции имени Максима Горького существенно увеличится транзитный поток в направлении Северо-Кавказской железной дороги.
– Увеличится также составность и вес поездов, что создаст дополнительный резерв локомотивных бригад и локомотивов. Сократится и время нахождения вагонов на станции, а, следовательно, и сроки доставки грузов.
В Приволжской дирекции управления движением уверены, что реализация проекта реконструкции станции имени Максима Горького приведёт к снижению эксплуатационных затрат и себестоимости перевозок
На мощной горке станции имени Максима Горького роспуск вагонов ведется беспрерывно в любую погоду.
Большая нагрузка здесь ложится на операторов трех тормозных позиций, от которых требуются постоянная концентрация внимания, отличное зрение и опыт в своем деле. В день моего приезда здесь работала смена во главе с Ириной Колесниковой.
– Операторы четко выполняют мои указания, обеспечивают нормальный рабочий режим и справляются с планом роспуска вагонов, – говорит Ирина Колесникова, отдавшая нелегкой работе дежурного по горке более двадцати лет. – Первая тормозная позиция принимает основную нагрузку. При переходе на вторую позицию скорость вагона не должна превышать 16 километров в час. С этой задачей успешно справляются оператор первой тормозной позиции Татьяна Долгошеева, другие железнодорожники.
– Безопасность движения и сохранность подвижного состава от повреждений мы обеспечиваем все вместе, – считает Татьяна Долгошеева. – Со знанием дела трудятся, например, операторы второй тормозной позиции Дина Искандирова, Галия Авзалова. Благодаря общим усилиям работники горки, да и всей станции, встречают День компании с хорошими показателями.